На многих сайтах в интернете изложено как правильно настроить гитару новичку, но нигде нет детального описания правильной настройки гитары. Новичку сложно пользуясь только схемами настройки правильно настроить гитару. Я сам начинал как самоучка и поэтому более детально могу описать этот процесс. Прежде чем настраивать гитару новичку следует знать два таких понятия как унисон и лад, так как правильная настройка гитары основана на унисоне звуков на определённых струнах и ладах гитары.
1.Унисон в переводе с латинского — однозвучие. Это означает, что два одинаково звучащих по высоте звука и будут унисоном. (Две струны вместе взятые звучат как одна.)
2. Лад имеет более широкое понятие, но мы будем рассматривать понятие лад применительно к грифу гитары. Ладами являются поперечные металлические вставки на грифе гитары (их другое название — ладовые порожки). Так же ладами называются и пространства между этими вставками где мы прижимаем струны. Лады считаются от головки грифа гитары и обозначаются римскими цифрами: I II III IV V VI и т.д.
И так переходим к вопросу как правильно настроить первую струну гитары. Первой струной называется самая тонкая струна. Новичку следует знать, что при натяжении струны звук повышается, а при ослаблении происходит понижение звука. Если струны будут натянуты слабо, то гитара будет звучать дрябло, перетянутые струны могут не выдержать напряжения и лопнуть. Поэтому первая струна обычно настраивается по камертону прижатая на пятом ладу грифа она должна звучать в унисон со звуком камертона «A» ( ля первой октавы). Первую струну желательно ослабить перед настройкой, так как наш слух более восприимчив когда струна натягивается, чем когда она перетянута и её при настройке надо опускать. Сначала слушаем звук по которому настраиваем гитару и лишь потом прижимаем на V ладу ударяем и слушаем звук струны. Этим советам следуйте и в настройке следующих струн. Итак добившись унисона и настроив первую струну переходим ко второй.
Настройка второй струны гитары
Первая открытая (не прижатая) струна должна звучать в унисон со второй струной прижатой так же на V ладу. Дотягиваем вторую струну до унисона сначала ударяя и слушая открытую первую струну, а лишь потом вторую прижатую на V ладу. Для небольшого контроля после того как настроили вторую струну прижмите её на пятом ладу и ударьте по первой открытой и второй прижатой одновременно. Если вы услышали лишь один чистый звук похожий на звучание одной, а не двух струн то переходите к настройке третьей струны.
Настройка третьей струны гитары
Третья струна единственная которая настраивается прижатая на IV ладу. Она настраивается по второй открытой струне. Процесс остаётся таким же как и при настройке второй струны. Третью струну мы прижимаем на четвёртом ладу и подтягиваем её в унисон открытой второй струны. После настройки третьей струны её можно проверить — прижатая на IX ладу она должна звучать в унисон с первой струной.
Настройка четвёртой гитарной струны
Четвёртая струна настраивается по третьей. Прижатая на V ладу четвёртая струна должна звучать как третья открытая. После настройки четвёртую струну можно проверить — прижатая на IX ладу она должна звучать в унисон со второй струной.
Настройка пятой струны
Пятая струна настраивается по четвёртой. Прижатая на V ладу пятая струна должна звучать как четвёртая открытая. После настройки пятую струну можно проверить — прижатая на X ладу она должна звучать в унисон с третьей струной.
Настройка шестой струны гитары
Шестая струна настраивается по пятой. Прижатая на V ладу шестая струна должна звучать как пятая открытая. После настройки шестую струну можно проверить — прижатая на X ладу она должна звучать в унисон с четвёртой струной.
Итак:
1я струна (ми), прижатая на V ладу, звучит как камертон.
2я струна (си), прижатая на V ладу, звучит как открытая первая.
3я струна (соль), прижатая на IV ладу, звучит как открытая вторая.
4я струна (ре), прижатая на V ладу, звучит как открытая третья.
5я струна (ля), прижатая на V ладу, звучит как открытая четвёртая.
6я струна (ми), прижатая на V ладу, звучит как открытая пятая.