Как играть бой на гитаре

На этом уроке мы рассмотрим такой распространённый приём звукоизвлечения  на гитаре как бой. Принцип игры на гитаре боем заключается в однообразном повторении одного и того же ритмического рисунка. Основа гитарного боя лежит в чередовании сильных и слабых долей. Если Вы уже пытались у кого – то учиться играть бой на гитаре, то успели заметить, что простой показ мало чего даёт. В чём же кроется причина ваших неудач? Всё очень просто – в процессе обучения вам не был объяснён принцип, и Вы просто пытались запомнить очерёдность ударов руки по струнам. Вся музыка основана на ритме, ритм является её стержнем. Когда то дирижёр, в прошлом солист ВИА «Весёлые ребята», с которым я работал в ансамбле, любил говорить, что только на проступки барабанщика и басиста можно смотреть сквозь пальцы. Этими словами он подчёркивал важность  ритма и баса как основы музыки. Для того чтобы удерживать точный ритм музыка разделена на такты с определённым количеством долей. Если мы возьмём вальс, то он имеет трёх дольный размер. На рисунке показано четыре такта трёх дольного размера (такты отделены друг от друга вертикальными линиями). Доли показаны строчкой ниже. Как видите, каждая первая доля в такте обозначена как сильная >. Сильная доля это та доля, на которой делается упор (небольшой акцент). При игре боем на гитаре это всегда надо учитывать и первую долю играть, слегка выделяя в звуковом соотношении. Это помогает удерживать темп и ритм вашего исполнения. Играть бой можно указательным пальцем правой руки ударом по всем струнам от шестой к первой струне и обратно от первой к шестой или к четвёртой струне. Так же есть вариант игры боя большим пальцем от шестой к первой и обратным ударом от первой к четвёртой струне указательным пальцем.  Все те же действия можно проделать медиатором.

Играя бой на гитаре в трёх дольном размере надо просчитывать до трёх – раз и два и три и. На раз всегда делаем небольшой акцент. Счёт при изучении боя на гитаре является основой и даст Вам в будущем свободу исполнения и возможность самим придумывать варианты боя. Стрелка наверх указывает удар по струнам сверху в низ (к первой струне). Стрелка вниз указывает удар с первой струны к шестой. Поставьте на грифе гитары простой аккорд и попробуйте  поиграть.  Представленные упражнения рассчитаны на многократное повторение одного и того же ритмического рисунка.  Такое многократное повторение с подчёркиванием сильной доли даст Вам ощущение ритма и метра. Старайтесь считать как можно ровнее, при необходимости отстукивая доли ногой. Для удобства можно открыть статью «Метроном и тюнер» и учиться играть бой на гитаре выставив на метрономе сильную долю. Так же можно выбрать звучание метронома близкого к звучанию ударной установки чтобы процесс обучения проходил более интересно. При игре боя следите за запястьем и кистью — они не должны находиться в состоянии напряжения.

Я думаю, у Вас не возникло больших сложностей, и теперь мы можем перейти к двухдольному размеру.  В двух дольном размере пишутся  марши.

Сейчас мы разберём несколько  семь простых приёмов боя в двух дольном размере.

Четырёхдольный размер немного сложнее предыдущих, так как кроме сильных долей в нём есть относительно сильные доли.  Посмотрите рисунок ниже.

Как видите кроме сильной доли теперь надо сделать небольшой упор и на относительно сильной, но сильная  доля остаётся более выделена.

Обратите внимание, что все сильные и относительно сильные доли играются ударом от шестой к первой струне.

Рассмотрим последний шестидольный размер. Он, как и предыдущий четырёхдольный является сложным размером с сильной и относительно  сильной долей.

Считайте не торопясь, но как можно ровнее.

Для того чтобы у Вас не возникало трудностей при игре боем Вам надо хорошо знать  и быстро переставлять аккорды на грифе гитары. Освоив эти простые варианты боя для гитары, Вы сможете без проблем играть аккомпанемент. Теперь переходим к самому популярному бою, бою восьмёркой на гитаре.

Бой восьмёркой на гитаре

Как видите на рисунке, бой восьмёркой играется в четырёхдольном размере. При игре боя восьмёркой используются большой (Р) и указательный(i) пальцы. Играя этот гитарный бой, не забывайте акцентировать первую сильную долю и отмечать относительно сильную, которая приходится на счёт – три. Если этого не делать, то при игре боя восьмёркой будет отсутствовать пружинистый ритм и чёткость ударов по струнам.